Советы учителя-дефектолога

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

развернуть

       Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении  учебной программы дошкольного образования. Поэтому воспитателю дошкольного образования нужно учитывать индивидуальные  особенности детей с ОПФР и  на своих занятиях использовать методы и приемы, позволяющими особенному ребенку усвоить программный материал.

     Система понятий у воспитанников  с ОПФР формируется труднее и медленнее, чем у нормально развивающих детей. Это обусловлено уровнем развития всех психических процессов. Поэтому воспитанники с ОПФР нуждаются  в дополнительной помощи педагогических работников.

    У детей, имеющих логопедические проблемы при сохранном интеллекте зачастую, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.

     В связи с этим,  в содержание обучения   должны быть    введены  разделы, предусматривающие восполнение пробелов предшествующего развития, подготовку к восприятию более сложного программного материала, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, решение задач общего развития, преодоление индивидуальных недостатков, формирования у воспитанников деятельностных функций, необходимых для решения образовательных задач. Педагогу   необходимо правильно организовать мыслительную деятельность «особенного» ученика, знакомить его со способами организации учебного труда, формировать умение наблюдать, фиксировать  и анализировать результаты наблюдения, выстраивать высказывания.

Этому способствует использование педагогическими работниками  различных приёмов и методов в процессе обучения. Однако надо помнить, что применение одних и тех же методов  и приёмов приводит к снижению работоспособности и активности ребёнка с ОПФР.

   В  работе воспитателя рекомендую использовать  обще дидактические методы в обучении детей с ОПФР:

- Наглядные методы

Максимальную нагрузку испытывает зрительный анализатор, воспринимающий 90% информации, включающей, в частности, наглядность. Она  облегчает познание предметов и явлений окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, позволяет выступать в единстве восприятию и мышлению.

Наглядность (схемы, таблицы, алгоритмы) должна быть лаконичной, чёткой, без лишних деталей, выполненной ярко - с использованием функции выделения цветом ключевых слов и положений.

Один из приёмов использования наглядности - демонстрация натуральных предметов, их изображений, показ фильмов, картин, схем, таблиц, карт и т.д.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно символические средства (формулы, символы, схемы).

       В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп зрительного и слухового восприятия, уменьшение объема памяти, неустойчивость внимания, частая отвлекаемость от задания, повышенная утомляемость. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле, эстетически оформлены.

     В работе с детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

Целесообразность использования  метода наглядности в ходе занятия можно подтвердить следующей пословицей:

Скажи мне —и я забуду.

Покажи мне —и я могу запомнить.

Вовлеки меня —и это станет моим навсегда.

       Наглядность материала повышает прочность и быстроту его усвоения, т.к. задействованы все каналы восприятия воспитанников:

-зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Воспитанникам с ОПФР можно  сложные инструкции представлять в виде схем или рисунков.  Сложную инструкцию заменять комбинированной, при которой условия деятельности излагать в словесной форме, а предмет, его свойства и качества - в наглядном виде.  Однако надо помнить, что злоупотребление обилием наглядности на занятии рассеивает внимание «особого» ребёнка.

     Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

         Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в учреждении дошкольного образования  в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
    Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОПФР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

   На всех этапах  работы можно использовать метод наглядного моделирования т.к. он выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

    На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Метод наглядного моделирования можно использовать и при формировании  лексико-грамматических категорий:

I. Пересказ текстов.
II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин
III. Составление описательных рассказов по сюжетной картине
IV. Составление описательных рассказов

V. Составлении рассказов по замыслу.

      Используя в работе наглядное моделирование, мы учим детей:
1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
      Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности  работы.
        В улучшении организации образовательного процесса и повышении его качества большую помощь оказывают ИКТ. Они тоже являются наглядными средствами обучения.

   По этому направлению сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных тренажеров и комплексов игр. Преимущество использования информационных компьютерных технологий  в огромном интересе малышей ко всему, что связано с компьютерами и широких мультимедийных возможностях, что обусловливает более полное восприятие информации.

     Компьютерные средства обучения и коррекции оказывают существенное влияние на различные стороны  психического развития ребёнка.

свернуть