«ПАРК ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ – СКВЕР ГЕРОЕВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА».

Маршрут выходного дня родителей и детей.

«ПАРК ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ – СКВЕР ГЕРОЕВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА».

 

Рекомендуемый возраст: старшая группа дошкольного возраста.

Цель: способствовать побуждению интереса воспитанников к культурно-историческому наследию города Витебска, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Тип экскурсии: городская

Вид экскурсии: тематическая, патриотическая.

Маршрут экскурсии: г. Витебск, ул. М. Горького – площадь Победы – Монумент  «Три штыка» (трамвай №2, №7, №1).

Как добраться до парка Партизанской Славы.

Автобус

Ост. «Площадь Ленина», №№  1,5,6,12,15,11,18,19,2,21,25,26,30,37,41,42

Троллейбус

Ост. «Площадь Ленина», №№  2,4,7,8,9,15.

Маршрутное такси

Ост. «Площадь Ленина», №№ 42-т, 52-т, 56-т, 59-т, 72-т, 73-т, 77-т, 99-т

Продолжительность по времени – 2-3 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Опасные участки:

  • пешеходный переход
  • высокий берег Двины

        Для посещения этих мест нужно провести предварительную работу: беседы с детьми о Великой Отечественной войне;

чтение художественной литературы:

  • Кассиль Л. «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.);

рассматривание иллюстраций;

прослушивание музыки военных лет, песен о войне.

       Вопросы, которые можно задать ребенку:

- Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он кто такие защитники Отечества?

- Кто служит в армии?

- Кто такой партизан или разведчик? (Тот, кто воевал на захваченной врагом территории).

- Как люди сохраняют память о войне? (Пишут книги, стихотворения, песни, называют в честь героев городские улицы и парки, сооружают памятники).

        Парк Партизанской славы имени Миная Шмырева (прежнее название – парк имени Ленина) расположен в центре города, на левом берегу Западной Двины. Границами основной части парка являются площадь Ленинаулица Урицкого, Западная Двина и улица Чехова. Также к парку относят сквер Героев Отечественной войны 1812 года, сквер, в котором находится зоопарк, сквер вдоль улицы Путна и Западной Двины.

        Начало маршрута – часть парка от площади Ленина до Витебского областного музея Героя Советского Союза Миная Шмырева, которая называется парком Трудовой славы. Здесь расположена областная доска почета предприятий и организаций Витебска.

(Объясните ребенку, что такое Доска почета: это специальный стенд, на котором размещаются фотографии лучших работников города. Поинтересуйтесь, какие профессии знает ребенок).

     Далее можно пройти до пересечения парка с улицей Суворова. Здесь установлен памятник белорусскому писателю Владимиру Короткевичу (1994 год, скульптор И. Казак, архитектор В. Рыбаков).

(Уточните, знает ли ребенок, кто такой писатель. Спросите, каких детских писателей и поэтов он помнит, есть ли у него любимое художественное произведение).

     Следующий культурный объект на маршруте – Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева, организатора партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Музей расположен на улице Чехова, 4, в здании бывшего приюта отставных чиновников имени К.Д. Голембиовского. Этот дом является памятником архитектуры конца XIX – начала XX в.

(Рассмотрите здание музея. Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, кто такой архитектор?).

    Музей состоит из 4 экспозиционных залов. Рядом со зданием в качестве продолжения экспозиции расположен мемориальный парк, в котором установлен скульптурный бюст М.Ф. Шмырева, макет «Рельсовая война», артиллерийские орудия, построены партизанские землянки.

     В музее хранятся коллекции вооружения, предметов быта, документов, изобразительного искусства, печатных изданий. 

(Уточните, что партизан это человек, который сам,  добровольно пошел воевать за победу своей страны, но воевал на территории, которая уже была захвачена  врагом.  Они жили в лесах, в землянках  и узнавали ценные сведения о врагах, уничтожали врагов, подрывали железные дороги, склады, штабы).

    Рядом с музеем Шмырева находится памятный знак «Детям войны» (скульптор В.Могучий, 2011 год). Он посвящен детям Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой фигуры мальчика-подростка и маленькой девочки, сидящих на ступенях разрушенного дома. В руках у мальчика краюха хлеба, которую он отдаёт девочке. В основании памятника бронзовая призма с надписью: «ДЕТЯМ ВОЙНЫ». Памятник расположен на постаменте, выполненном из красного и серого гранита. Площадка вокруг памятника выложена тротуарной плиткой.  

Рассмотрите памятник и объясните детям, что в нем запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а большое горе белорусского народа. Только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей (приблизительно, столько людей живет в 9-ти девятиэтажных домах). Еще 6 000 детей (для сравнения приведите в пример летний Амфитеатр, его вместимость 6219 мест), вместе со своими родителями стали живым заслоном во время отступления немецко-фашистских захватчиков.

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

После посещения памятного знака «Детям войны» можно прогуляться с ребенком по парку, пройти до берега Двины, рассказать о некоторых интересных фактах из истории создания парка.    

История Парка Партизанской славы начинается еще с конца XVIII – начала XIX столетий. Есть информация, что первоначально на месте парка находился сад, где в разные времена находились ветряная мельница и хлопчаточесальная фабрика. А в конце XIX века в саду построили летний театр, и с этого времени здесь каждую зиму стали заливать каток на пруду. Правда, вскоре все это великолепие пришло в запустение.

В 2010 году парк назван в честь одного из организаторов партизанского движения в Витебской области Миная Шмырёва (прежнее название — парк имени Ленина).

Рассмотрите с ребенком природу парка. Расскажите, что сейчас здесь высажено около 800 древесных и кустарниковых растений. Среди них липа, тополя канадский и пирамидальный, ясень обыкновенный, клёны остролистный и красный, берёза пушистая, ель голубая, акация белая и другие. Попробуйте найти и рассмотреть эти деревья. Можно предложить ребенку поиграть в игру «С какого дерева листок».

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора.

Далее маршрут пролегает по улице Путна, вдоль берега Западной Двины.

Прогуливаясь, можно рассказать ребенку о достопримечательностях этой улицы. Например, здесь находится Витебский зоологический парк, основанный 30 марта 1992 года на базе театра зверей.

Также на улице Путна  находится Арт-центр Марка Шагала, где собрано бесценное достояние известного во всем мире витебского художника.

После обзорной экскурсии можно посидеть на скамейках в сквере, рассказать ребенку о воевавших родственниках. Возвращаясь с экскурсии, поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, какая из достопримечательностей впечатлила и запомнилась больше всего, куда он хотел бы вернуться. Спросите, хотел бы ребенок посетить еще какое-нибудь памятное место Витебска.

После прогулки рассмотрите с ребёнком иллюстрации о войне, послушайте песню «День Победы», предложите ребёнку создать альбом посвящённый ВОВ: нарисовать отважных солдат, партизан, военную технику, нарисовать то, что ему больше всего понравилось или запомнилось. Вместе с ребенком можно сделать поделку «Пушка» из пластилина.

Во время прогулки можно поиграть с ребенком в словесные игры:

«Подбери слова»

Взрослый определяет какой либо объект. Ребенок подбирает соответствующие вопросу слова-определения. Например: солдат какой? (смелый, бесстрашный, мужественный, отважный, сильный и т.п.)Война какая? (страшная, голодная, громкая) и т.д. Если ребенку трудно подбирать слова самому, можно задавать наводящие вопросы, подсказывать начало слова, называть слова по очереди.

«Стань так, как я скажу» Для закрепления умения ориентироваться на местности, развития внимания и для обеспечения двигательной активности ребенка можно поиграть в игру «Стань так, как я скажу». Взрослый дает ребенку команду: «Стань так, чтобы памятник был за тобой» (чтобы памятник находился справа от тебя (слева), стань между мной и памятником и т.п.).

«Четвертый лишний»

Взрослый называет четыре слова, три из которых объединены общей темой, смыслом. Ребёнок должен на слух определить, какое слово лишнее и объяснить почему. Тематика – военно-героическая.

Например: • Танк, истребитель, вертолёт, самолёт. • Артиллерист, снайпер повар, десантник. • Барабан, пулемёт, автомат, миномёт. • Тельняшка, шинель, джинсы, китель. • Снайпер, сапёр, танкист, артист. • Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

«Давай посчитаем» — увлекательная игра. Суть ее в том, чтобы считать все, что видим: машины определенного цвета, столбы, дома с каким-нибудь признаком.

«Скажи наоборот»

Летом небо светлое, а осенью … (тёмное).

Летом ночи короткие, а осенью … (длинные).

Летом дни длинные, а осенью … (короткие).

Летом земля сухая, а осенью … (мокрая).

Летом белые облака, а осенью … (чёрные тучи).

Летом тучи ходят высоко, а осенью … (низко).

Летом тепло, а поздней осенью … (холодно).

Летом цветов много, осенью … (мало).

Летом людям радостно, а осенью … (грустно).

В парке, вдалеке от проезжей части, предложите ребенку поиграть в подвижные игры:

«Ускорение»

Взрослый делает какое-либо движение, ребенок повторяет его чуть быстрее,   и так до тех пор, пока повторение не станет невозможным. Затем ребенок делает какое-либо движение, взрослый повторяет его чуть быстрее.   

А второй вариацией станет мини соревнование - быстрее выполнить какое-либо действие наперегонки. Кто быстрее наклонится, добежит до дерева или клумбы, десять раз присядет - вариантов много, и придумывать можно их до бесконечности, пока ребенок не устанет от игры.

«Слепой провидец спасает мир»

Ребенок - слепой провидец, он должен преодолеть путь до горы Килиманджаро (какого-либо объекта в парке) с помощью своего поводыря. Закрыв глаза, ребенок на пути должен преодолеть реку, (перейдя по мосту – бордюру), пройти через пещеру – (пройти под воображаемым препятствием согнувшись), перепрыгнуть глубокий ров и другие «препятствия», на которые хватит изощренного маминого ума. Потом игроки меняются местами. Эта игра развивает взаимопомощь, учит ориентироваться без участия зрительного анализатора, а так же развивает фантазию, что в наше время готовых решений актуально как никогда.

«Перелёт птиц»

Игра на внимание и координацию движений

Ребенок — «птица».  По вашему сигналу: «Птички улетают!» — малыш, подняв и разведя руки-«крылья» в стороны, бегает. По сигналу: «Буря!» — ребенок бежит к дереву и прячется под ним, приседая. («Птицы» скрываются от «бури» на «деревьях».) Когда вы говорите: «Буря прекратилась», — малыш   снова начинает бегать, то есть «птицы» продолжают «полет».  

Пословицы о солдатах, Родине и мире:

  • Герой за Родину горой.
  • Смелый боец в бою молодец.
  • Родина мать умей за неё постоять.
  • Дружно за мир стоять – войне не бывать.
  • Где смелость, там и победа!
  • Один в поле не воин.
  • Жизнь дана на смелые дела. Болтун – находка для шпиона.

Список детской художественной литературы о Великой Отечественной войне для чтения детям старшего дошкольного возраста.  

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек – «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться». «Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

Солдатская сказка К. Паустовского «Похождения жука-носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

К. Паустовский – «Волшебное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

Нисон Ходза «Дорога жизни» вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В. Бескаравайного.

В книгу Анатолия Митяева «Письмо с фронта» вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван-виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.  

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход — ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

 Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

 

свернуть