Маршрут выходного дня «У реки Лучёсы»

Маршрут выходного дня «У реки Лучёсы»

Рекомендуемый возраст: старшая группа дошкольного возраста.

Цель: способствовать побуждению интереса воспитанников к гидрологическим памятникам  города Витебска, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Тип экскурсии: городская

Вид экскурсии: тематическая

Содержание маршрута

Понаблюдайте с ребёнком за рекой, полюбуйтесь красотой, послушайте звуки. Обратите внимание на то, как бежит, течёт река, извивается голубой змейкой, весело журчит. Летом у реки скучно не бывает. Дети купаются, рыбаки ловят рыбу. Кузнечики стрекочут на все лады, распевают птицы, нежно шелестят травы.   Уточните, что река – вода – основа жизни на земле.

Расскажите, как называется река. Что касается происхождения названия реки Лучёса, то здесь мнения ученых разделились. Одни считают, что в названии лежат балтийские корни, и река Лучёса переводится как «живая, шустрая». Другие же сопоставляют название с литовским языком – «полевая». Но самое распространенная версия – происхождение названия Лучёса от слова «Лука», которое служит обозначением изгиба реки, только в уменьшительном варианте.

Ее витебчане особенно любят, потому что здесь открываются самые живописные и самые восхитительные виды Витебска. Река Лучёса является левым притоком Западной Двины и считается одним из красивейших мест Витебска. Ведь Лучёса дарит удивительный и завораживающий мир видов Витебска. Вы в этом убедитесь сами, если решите прогуляться по автомобильно-трамвайному мосту Шмырёва, который, отражаясь в звонкой глади, соединяет два берега одной реки.

Но не только живописными пейзажами примечательна Лучёса. Не многим известно, что по берегам реки у населенных пунктов Мяклово, Шапуры и Бороники до сегодняшних дней сохранились старобытные селища, курганные могильники и городища.

Река Лучеса, протяженность которой составляет 90 км, также имеет множество притоков. Основными среди них можно выделить Суходровку, Черничанку, Обручевку, Оболянку и др. А в Витебском районе в бассейне Лучесы находятся несколько живописных озер, среди которых Скрыдлево, Домановское, Городно, Долгое и др.

  Какие вопросы задать ребёнку

«Как еще можно сказать про реку, назвать ее ласково?».

 «Реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. А какая река Лучёса?».

 «Попробуй рассказать о реке. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у нее течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать это – река, реченька или речушка?».

 Давай назовём основные источники питания реки? (дождь, снег, град, ледник, подземные воды).

Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Как называется такое явление? ( Называется водопад). 

 Какая самая длинная река в мире?  (река Лена).

Игры

Игры на внимание и наблюдательность: «Кто больше увидит (услышит) у реки интересного и нового».

*Запускание бумажных корабликов

*«Водяной, Водяной,

Не сиди ты под водой.

Что мы делали вчера,

Отгадать тебе пора!»

 Ребёнку показывают движениями, как он спит, варит кашу, копает землю и т.п. Водяной отгадывает. Если водящий не сумеет отгадать, он должен выполнить какое-нибудь задание (например, показать, как ходит петух, поскакать на одной ножке).

*«Кто дальше бросит камушек»

*«Речное творчество»

А уж сколько материала для поделок с ребёнком  можно найти вдоль речки. Начиная с обычного речного песка. Из него можно построить башню или крепость. А из коричневых соцветий созревшего камыша сделать кучу игрушек. Ракушки - тоже настоящий полёт для фантазии. Если берег реки каменистый, гальку можно раскрасить красками, из камушков сложить разные крепости, башенки, лабиринты. Ну и, конечно, завсегдатаи берега и отличный материал для творчества коряги.

*«Что бы это значило?»

Набрал в рот воды. - Молчаливый человек.

Как в воду опущенный. - Грустный человек.

Толочь воду в ступе. – Выполнять бесполезную работу.

 Седьмая вода на киселе. - Дальний родственник.

Водой не разольешь. - Неразлучные друзья.

 Как в воду глядел. - Угадал.

 Как две капли воды. - Очень похожи.

Прошли огонь и воду. - Все испытали.

Как с гуся вода. – Безразлично.

 Много воды утекло. - Долгое время.

 Выводить на чистую воду – Уличить в обмане.

Загадки

Лента на просторе, Всё стремится в море. Крутые берега, Зовут её — …(река)

Бегу без остановок, По камушкам звеня. Я голуба, красива. Узнаете меня? Ответ: река

Кричат ей ребятишки: «Скорей беги, теки». И весело детишкам На берегу …(реки).

Лентой голубою

 Убегаю вдаль.

 Не знакома грусть мне,

 Скука и печаль. Ответ: река

  Колюч, да не ёж.

Кто это? (Ёрш)

  Есть крылья – не летаю,

Нет ног, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звезд не считаю,

Людей избегаю. (Рыба)

 Все движется вперед,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

 Речка тихо нам журчала,

Чтоб нашли её начало –

Тихий, слабый ручеёк

Под названием…

(Исток)

 Назови речное ложе.

Сам не знаешь? Друг поможет.

(Русло)

Вспомните и уточните с ребёнком правила поведения у реки и поведения в природе

 После прогулки предложите ребенку  вместе с вами нарисовать рисунок реки, птиц, деревьев, то, что запомнилось  и понравилось после прогулки.

Приятного отдыха!

свернуть