Под одаренностью ребенка понимают более высокие, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Все способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов.
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.
Одаренность ребенка необходимо, прежде всего, раскрыть и понять, но и не менее важно ее поддержать. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно родители - главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
Каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, упоминаемые родителями? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, раннее осваивание счета, чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство, цепкую память. Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием, воображением, в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать, или считать) не следует переоценивать.
У одаренных детей есть и общая психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле». Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы не насыщаема: они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее. Они стремятся к увеличению и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.
То, как ребенок делает открытие собственной одаренности, представляет огромный интерес для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с другими детьми, понимание собственного отличия происходит рано. У других осознание своих способностей впервые происходит в школе при сравнении себя с другими детьми.
Родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок.
Более интеллектуально развитый ребенок часто склонен командовать сверстниками. Один из приемов, подходящих в таких случаях, это ролевая игра. Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой.
Есть родители, которые предпочитают не уделять внимания детским талантам. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для него они являются нормальными, они – неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей. Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете.
Существует ряд советов родителям в воспитании ребенка, который открывает себя:
Проанализируйте свою собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а одаренные – особенно.
Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком не является наиболее эффективным путем к пониманию.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одаренности.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Родители одаренных детей должны стараться сделать жизнь детей более активной и интересной. Это совместные занятия, игры, помогающие ребенку найти и более полно раскрыть свои интересы. Они должны помогать детям пробовать себя в разных сферах: познавательной (составление гербариев, коллекции минералов), организаторской (распределение дел, ролей в игре, разрешение споров, подведение итогов), в прикладных видах деятельности (вышивание, выпиливании, изготовление игрушек, украшение интерьера), в художественно – музыкальном творчестве, спорте. Родители должны подбирать ребенку литературу по интересующим его вопросам, а также дополнительные образовательные услуги в виде секций и кружков.
Отношения между ребенком и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.