Советы музыкального руководителя

«Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем.

Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.

         Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос.

Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения . Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

 Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка: слушание – восприятие, пение, народная хореография.

С народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость.

Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.

 

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В

свернуть

Почему дети не поют?

Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения.

Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу. Именно поэтому так важно мамино пение, ведь под магнитофон правильно брать дыхание не научишься.

Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения. Даже детские песенки не все для этого годятся. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию они им не интересны.

 Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.

 

 

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

 

 

 

 

 

Учимся слушать классику.

Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине. Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу. Теперь, когда ребенок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Малыш по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку». Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит «свою». Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.

 

 

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют  вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать .Я пришла  к выводу, что только комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей.

 

 Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

свернуть

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетических, так и интеллектуальных способностей. То есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке!

На своих музыкальных занятиях я пытаюсь заинтересовать малышей, раскрыть красоту музыки, дать возможность её почувствовать и научить самовыражаться в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность малышей - это различные способы, средства познавания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-дидактические игры.

Основная форма занятий - игра, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативному мышления и речевой активности. Особое место занимают игры-потешки "Ладушки", "Сорока-ворона", "Едем-поедим", "Баран-баран" и другие фольклорные игры.

Также я рекомендую использовать хороводные игры. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например, "Карусели", "Раздувайся пузырь" и др.

Особенность моей работы с детьми -импровизация. Сюжет занятия, его литературная и музыкальная части прорабатываются заранее, но многое "подвижно" в зависимости от состояния детей, их настроения и желания заниматься теми или иными видами деятельности. Я творчески подхожу к использованию современного музыкального репертуара. Понравившиеся мне произведения использую с новыми словами и движениями. Например, игра "Крокодил", может превратиться в "Веселого медвежонка"; игра "Поросята" - в игру "Маленькие зайчата".

Сама природа музыкального искусства, сопровождающего игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе её, как правило вынуждает к словесному. В играх музыкально-педагогического направления музыка имеет ведущее значение.

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

свернуть

Использование музыкального фольклора в формировании у воспитанников представлений о культуре питания и поведения за столом.

         Культура питания подразумевает воспитание.

         Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

         В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.

          Некоторые люди не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.

         Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

          Наблюдение за поведением детей, результаты бесед с детьми и родителями, позволили сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у многих дошкольников отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи.

         К традиционной культуре относится и народная кухня. Для народной кухни белорусов характерны разнообразные блюда из муки, крупы, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы хранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения: щавель, луговой лук, полевой чеснок, крапива и др. Древнейший вид растительной пищи — каши из ячменного зерна, проса, овса, ячневой и гречневой крупы. Каши из ячменного зерна (кутья, гуща) сохраняются и теперь как часть обрядов роди́н, поминок. Из муки (преимущественно ржаной) готовились жидкие и полужидкие блюда: квашеные (солодуха, кваша, кулеш) и неквашенные (колотуша, затирка, галушки, макароны, соломаха). Из овсяной муки делали кисели, жур, толокно. Основу ежедневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — свеклой, желудями, мякиной и др. — в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные оладьи — сковородники, праснаки, коржи, по праздникам — пироги. Традиционная пища белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Одним из основных продуктов питания были овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свеклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь парили и запекали. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинью, холодник. Картофель занял прочные позиции в питании только со второй половины XIX в. Молоко чаще употребляли в кислом виде; творог, масло, сметана входили в рацион в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты употребляли в составе разных блюд — чаще всего свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков были известны березовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы. В целом  питание было достаточно скромными.

          С давних времен семейный этикет требовал поддерживать авторитет своей семьи среди знакомых. Согласно традиции, жена не повышала голос на мужа, не выставляла напоказ семейные неурядицы. Она должна была укреплять авторитет мужа среди детей.

          Воспитание начиналось с самого рождения ребенка. Жестокое отношение к детям в Беларуси — явление редкое, даже исключительное. Отношение родителей к детям обычно было мягким, но требовательным. В фольклоре встречается такое утверждение: «Не кричи, а лучше учи». Родители стремились воспитывать в ребенке самостоятельность, не баловать его.

          Хотя дети начинали работать с раннего возраста, они всегда находили время и возможность поиграть. В играх мальчики и девочки приобщались к обычаям и традициям своего народа, своей семьи, получали первые трудовые навыки. Известно множество народных игр: «Огородник», «Грушка», «А мы просо сеяли» и др.

           Большую роль в воспитании детей играли поговорки: “Жывём, хлеб жуём”, “Міма рота лыжку не носяць”, “Дай кароуцы бурачка, дась кароука малачка” и др.

           Важнейшей составной частью национальной культуры является культура воспитания детей, которая развивается в системе выработанных норм и правил.

           Народная педагогика включает в себя легенды и былины, богатейший фольклор, ритуальность и обрядовость, народные игры и праздники, воплощает в себе достояния ремёсел и искусства, выработанные столетиями орудия и приёмы труда, поведение, национальный характер и многое другое.

          Специфика народных знаний заключается именно в том, что ими может успешно овладеть каждый ребёнок дошкольного возраста. Путь этот начинается от простого, натурального вхождения в мир народных представлений и обычаев, народного искусства и народных игр.

Для детей доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как колыбельные, сказки, летенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию.

Основными формами и методами воспитания культуры питания на основе белорусского фольклора являются:

  • специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством, праздники и развлечения;
  • рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам с изображением белорусской избы.
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры на тему «Предметы быта на белорусской кухне» ;
  • чтение произведений и инсценировки;
  • прослушивание белорусских  песен, ознакомление с народными танцами и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в  учреждении дошкольного образования.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре питания Беларуси занимают организация этнографических выставок. Например:

Название выставки

Примерные экспонаты

“Жилище белорусов”

Макеты и фотографии домов и хозяйственных построек в разные периоды развития общества, мебель, элементы убранства дома (полотенца, скатерть, ковры, покрывала и т.д.), старинная утварь (ухваты, корыта, глиняную и чугунную посуду, ручные мельницы и др.)

“Национальная кухня”

Драники, колдуны, квашеная капуста, шкварки, картошка в мундире, щи, кисель, хлеб и т.д.

«Национальная одежда»

Комплекты традиционного костюма, образцы тканых узоров, украшения, обувь, фотографии населения в народном и современном костюме.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.При проведении народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать объективные и субъективные качества воспитанников:возрастные особенности ребят;половые особенности;отношение детей и их родителей к праздникам и обрядам. Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как Каляды,  Масленицу, Дажынки, Восеньски кирмаш и др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью.

Особенности работы педагога  по формированию национального самосознания посредством народных подвижных и дидактических игр.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе, обучаться культуре поведения и в том числе культуре питания . Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка. Игра - это жизненно важная потребность для ребёнка, познающего мир. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, «игра – это норма жизни. Ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело».

Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Когда – то игры имели культовые функции, но с течением времени утратили связь с обрядами и превратились в забаву.

           Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей.

В большинстве случаев беларусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределнием ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом  к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.

           Воспитатель в игре должен видеть действие каждого ребёнка. Бодрым тоном, действенным участием он поддерживает у детей радосное настроение, поощрять проявления решительности, смелости, находчивости, инициативы, сдерживает чрезмерно активных детей, подбадривает тех, кто отстаёт, предупреждает возможные случаи некорректных отношений к менее ловким детям. Для стимулирования хода игры он может принять в ней участие, как обычный игрок, стого соблюдая её правил. В редких случаях воспитатель может взять на себя ответственную роль показать, как нужно делать.

           При проведении игр целесообразно использовать музыку. При наличии музыкальных инструментов можно использовать под игру определённую мелодию, что создаст эмоциональное настроение.

           Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).

           Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).

           Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).

           Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).

 «Бабушкин сундучок».

Программное содержание: придумать проект и оформить домик куклы Алеси.

Оборудование и материалы: комната куклы Алеси, сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнерами по интерьеру и украсить комнату для куклы Алеси так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращается внимание детей на то, что жители Беларуси использовали для украшения жилищ различные ткани собственного изготовления, вышивки, изделия из глины и лозы. Они знали секреты украшения жилищ и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель прелагает детям заглянуть в сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы Алеси. Дошкольники предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду.

Итог: комната стала красивой, и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь Алеся с удовольствием пригласит к себе гостей (можно продолжить).

Современные родители чаще всего не знают народных праздников и обрядов, не представляют как отмечать их в семье, и о чем рассказывать ребятам. Поэтому педагогам необходимо разработать рекомендации по приобщению детей к белорусской национальной культуре , в том числе и к культуре питания в помощь семье.Поэтому одним из важных условий формирования культуры питания являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, мы использовали различные формы и методы работы с семьей

Наиболее эффективными формами работы с родителями  являются:

- анкеты, через которые выясняется отношение родителей к народным праздникам и обрядам, иx мысли и предложения относительно организации и проведения белорусских народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении;

- консультации;

- дни открытых дверей;

- совместная подготовка, участие родителей в организации и проведении народных праздников и обрядов.

Систематическими должны быть совместные мероприятия ребят с родителями, так как совместная деятельность родителей и детей несёт не только образовательный, но и огромный воспитательный потенциал

 

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

свернуть

Для детей… Какая музыка успокоит и вдохновит ребенка?

Для детей… Какая музыка успокоит и вдохновит ребенка?

Какую же музыку надо включать детям дома и какого эффекта от нее можно ожидать? А какая может нанести больше вреда, чем пользы?

 

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос спокойным и радостным, был успешным, хорошо учился и обладал лидерскими качествами. Однако жизнь зачастую оказывается гораздо сложнее, а взросление малышей и познание ими мира сопровождается постоянными стрессами. Малыш познает свое «я» и отстраивает личные границы, борется и реальными и иррациональными страхами, и страдает от первых неудач. В такие моменты особенно хочется поддержать взрослеющую личность. И сделать это можно не только прямым способом – нотациями и активным воспитанием, но и мягко, ненавязчиво – например, при помощи классической музыки. Давно замечено: правильно подобранная классическая музыка удивительным образом успокаивает нервную систему ребенка, дает вдохновение, энергию и концентрацию внимания.

Какую же музыку надо включать детям дома и какого эффекта от нее можно ожидать? А какая может нанести больше вреда, чем пользы?

Музыка не для детских ушей

Помимо однозначно полезной музыки для детей, существует и та, которую при детях слушать не очень правильно, и включать им фоном явно не рекомендуется. В первую очередь, это касается музыки, в которой превалируют ударные инструменты.

Не стоит нервировать нежный детский слух тяжелой музыкой вроде хард-рока и хэви-метала. Хотя все больше экспертов и психологов сейчас говорят не о жестком требовании неким критериям, а призывают к разнообразию и гибкости, но все они признают: очень громкая и шумная музыка может провоцировать истерики и даже агрессию у детей.

Вряд ли окажут пользу детям песни, где присутствует нецензурная лексика.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, и при помощи музыки вы стремитесь успокоить его нервную систему, не перебарщивайте с излишне спокойной лирической и нудной музыкой. Сделав личную подборку приятных уху и мозгу композиций, стоит включать их точечно, по 20-30 минут несколько раз в день. Если же заунывная музыка будет звучать в доме, где находится ребенок с утра до вечера, это может также вызывать раздражение. Либо ваш ребенок научится абстрагироваться и ее «не слышать».

Как составить плейлист?

Понаблюдайте за ребенком. Какая музыка ему больше по душе, к какой он прислушивается, а какая ему неинтересна или его раздражает.

Плейлист не должен включать в себя исключительно классические композиции. Некоторые особо предрасположенные к перфекционизму мамы полагают, что их дети должны слушать исключительно Моцарта и Бетховена по утрам, и Шуберта вечерами. Это не совсем правильно.

Список произведений, который включается для детей, должен состоять и из классической музыки, и из народной, и из джазовой, и из легкой детско-эстрадной. Хорошая подборка произведений должна быть разнообразна и пробуждать детский интерес, а не провоцировать равнодушие или отрицание.

Из классических композиторов, самую большую популярность в качестве «автора для детей» приобрел Моцарт. Одно время говорили о несомненной «эффекте Моцарта», приводя в пример быстро восстанавливающихся недоношенных детей, прослушивающих произведения композитора, а также тех, у кого музыка Моцарта развивала творческие способности и гармонизировала нервную систему. Сейчас безусловный «эффект Моцарта» подвергают сомнению, однако родители, включающие его музыку дома в присутствии своих детей все так же продолжают отмечать ее позитивное влияние на малышей.

 

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

свернуть

Растем и развиваемся с музыкой.

Растем и развиваемся с музыкой.

Известно, что музыка играет огромную роль в развитии детей. Малыш постоянно познает окружающий его мир. Все вокруг него насыщено звуками (шум волн, шорох леса, журчание ручья), цветами, формами и запахами- это целый огромный  мир для познания.

 

         Как и свойственно всякому языку, музыкальный язык полон смысла, интонаций; артикуляционными и грамматическими особенностями. Именно поэтому нужно вдохновлять ребят музыкой. Необходимо обучать детей познавать мир музыкальных ощущений. Первичные музыкальные эмоции должны быть светлыми, лаконичными и никак не агрессивными.

 

           Ребенку важна мелодия, которую он может со временем попробовать повторить,

то есть естественные гармонии, приятные слуху. Безупречно под все

 

эти запросы подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна. Кроме этого, в

 

фонотеку можно добавить произведения Вивальди и Чайковского.

 

       

 

          К тому же малыши явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это приобрести "сборный" диск

с известными классическими ариями в исполнении таких певцов, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Также, не стоит отказывать себе и ребенку в наслаждении прослушивания классического джаза.

 

         И последнее: ученые установили, что дети, регулярно прослушивающие музыку,

наименее агрессивны, больше уверенны в себе и в окружающей обстановке, у них

 

увеличивается способность к концентрации.

 

     

 

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

 

свернуть

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

Музыка успокаивает, музыка лечит,

музыка поднимает настроение...

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности», – писал В. А. Сухомлинский. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов. А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В чем же заключается актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ:

– Высокий уровень заболеваемости детей.

– Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

– Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ.

– Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека – и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Исследование С.В. Шушарджана свидетельствует, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – общение с детьми в музыкальных кружках.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Ритмопластика – развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Влияние музыки так же велико и в логоритмике. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные). В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление).

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности используются эффективные формы работы. Проводятся литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников. В результате занятия музыкой улучшают концентрацию внимания и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гиперактивных детей. Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка.

Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

Подготовил:

Муз. рук. первой квалиф. категории

Редько М.В.

свернуть

Консультация «Музыкальные игры в семье»

04.06.2020

 

     Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

      Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

       Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

"Учитесь танцевать" Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

"Громко – тихо" Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

"Нарисуй песню" Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

"Громко – тихо запоё" Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

"Угадай мелодию" Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

    Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

      Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

свернуть

Влияние музыки на готовность детей к школе

20.05.2020

 

         Очень часто возникают ситуация, когда ребёнок умеет читать и писать, но, тем не менее, оказывается не готовым к обучению в школе. Почему? Всё дело в том, что интеллектуальная готовность, прежде всего, предполагает развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребёнок должен обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в то же время эффективным средство обретения  вышеперечисленных способностей является  - музыка!

         В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребёнка. Благотворительное  влияние музыки на становление личности человека известно ещё с древности. Пифагор говорил, что мир основан посредством музыки и может управляться ею. Исследования  последних лет в области физиологии мозга  доказывают: музыка ускоряет рост  клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.

         На примере отдельных видов музыкальной деятельности, рассмотрим, как они влияют на развитие ребёнка.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, её красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления.  Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.

В музыкально-ритмической деятельности ребёнок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем оно сложнее и объёмнее, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее задействуется слуховое внимание. Кроме того,  дети, используя движения, подходящие для той или иной песни или мелодии, передают не только  облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга.  Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.

Слушание музыки -  сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление способность анализировать картину, «нарисованную» звуками, а затем – «рисовать» её самостоятельно  в воображении. Внимательное слушание  музыку – один из самых абстрактных  способов мышления, требующих  особой психической сосредоточенности. Такого рода сосредоточенность в дальнейшем пригодится  для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга,  идёт синхронизация их работы, и это – первый шаг на пути к гениальности.

Элементарное музыцирование (игра на  детских музыкальных инструментах) требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом, разрабатывается  мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также может способствовать  развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать  возможность пространственных координат: духовые – «близкие-дальние» или «верх-низ», фортепиано, металлофон – «право-лево».

Неотъемлемой частью музыкальных занятий является ещё и образовательная  деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок. Более того, для понимания записи ритма требуются  такие  же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби. Умение же разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияет на лингвистические  способности.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Ею были определены побочные эффекты, возникающие  от прослушивания  хорошей музыки. Это повышение уровня читательских и коммуникативных навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, и опять же – улучшение  счётно-арифметических способностей.

В целом у подрастающего ребёнка ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность, и изменяются к лучшему даже психофизиологические характеристики мозга, а значит, и способность к обучению.

Хочу предложить перечень музыкальных произведений, помогающих при определённых психологических состояниях. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности подойдут  мазурки Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса, «Мелодия» А.Рубинштейна. Для понижения раздражительности, усиления чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата№2» И.Баха, «Лунная соната» Л.Бетховена. Для общего успокоения – вторая часть Шестой симфонии Л.Бетховена, «Колыбельная» И.Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта. Улучшат общий жизненный тонус, самочувствие и настроение третья часть Шестой симфонии П.Чайковского и увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена. Для уменьшения агрессивности и других негативных чувств подходят «Итальянский концерт» И.Баха , «Симфония» Й. Гайдна. Для лучшей концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П.Чайковского, «Лунный свет» К.Дюбюсси, «Симфония №5» Ф. Мендельсона.

Давайте совместно откроем для ребёнка мир музыки! Я надеюсь, что положительные результаты точно не заставят себя ждать!

свернуть

10 советов музыкального руководителя

17.04.2020

Вместе с родителями

13.02.2020

Вместе с родителями

   Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселый праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?

  Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.

    Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.

   Неоценимую помощь окажут вам  народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке.

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

****

«Расти, коса, до пояса»

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

 

Для развития ритма «Ноги и ножки»

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

(можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

 

«Ты мороз-мороз-мороз»

Ты мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Уводи стужу с собой.

А мы саночки возьмем,

И на улицу пойдем.

 

Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

Прыгнем раз, да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

(Ю. Островский)

   Укладывая куклу, зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.

Баю, баю, баю-бай,

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты закрой, закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю, баю, баю-бай,

Спи, мой мишка, засыпай.

    Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки - погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера. Вот некоторые из них.

1. Зашагали ножки - Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - Топ, топ, топ!

2. Ну-ка, веселее - Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - Топ, топ, топ!

3. Топают сапожки - Топ, топ, топ!

Это наши ножки - Топ, топ, топ!

(напевая, играть на барабане или ложках).

свернуть

Музыкальное воспитание в семье

08.01.2020

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
      К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
 Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является   не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
    Павел Шивец педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
   Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
   Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.    Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
      Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.
  В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
     Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р.Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.
 
   Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
     Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 
      Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию её.
    Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.

      Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много  и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
   Зато глубоко осмысленные передачи  готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли, сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

свернуть

советы музыкального руководителя

19.11.2019

РОДИТЕЛЯМ О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

         Наряду с физическим, нравственным умственным воспитанием  ребёнок в семье получает представления о красоте и получается создавать красивое. Процесс постижения прекрасного ,который происходит в душе ребёнка, сложный и важный, поэтому родители должны бережно относиться к нему. А мы не должны забывать родителей, недооценивать их роль в этом процессе.

         Родители многое могут сделать, например, в развитии у ребёнка интереса к музыке, особенно те из них, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки, песни.

«Прекрасное побуждает доброе» -говорит композитор Д. Б. Кабалевский.

       Ребёнок не всегда сам может увидеть и понять прекрасное ,в этом ему должны помочь взрослые. Прежде родители должны ознакомиться с содержанием музыкальной деятельности в детском саду: с музыкальными занятиями, праздниками, вечерами досуга.

      Родители должны понять основные цели и задачи ,которые ставит перед собой музыкальный руководитель, осуществляя музыкальное воспитание детей. Мать и отца должны интересовать высказывания своего ребёнка о музыке и музыкальных занятиях, сам процесс музыкального  роста ребёнка. Делясь своими наблюдениями за детьми, родители могут дать музыкальному руководителю много ценных советов.

      Посещение родителями музыкальных занятий даёт возможность увидеть ребят в процессе обучения всем видам муз. деятельности.

      Вы, товарищи родители, сможете увидеть, чем занимаются ребята, какие требования предъявляются к пению, движениям, насколько серьёзная работа ведётся по слушанию музыки, привитию ребёнку муз. вкуса, развитию муз. знаний .

       Сегодня почти в каждой семье есть магнитофон ,музыкальный центр, телевизор, домашний кинотеатр, радио. Все эти технические средства предоставляют широкие возможности приобщения детей к прекрасному,  развития у них познавательных интересов.

     У музыкального руководителя Вы можете получить совет как заняться дома с детьми по развитию музыкального слуха, обучить игре на детских музыкальных инструментах, разнообразно отметить день рождение ребёнка дома.

    Совместные усилия родителей и музыкального руководителя,несомненно, положительно скажутся на воспитании  музыкальнойкультуры детей. 

 ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

       У всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

      Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

      Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

    Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

      Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.  

ДЕТИ И МУЗЫКА : СЛУШАТЬ ИЛИ НЕТ?
 ВОТ В ЧЁМ ЗАГВОЗДКА!

      Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

      Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

      Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.  

 КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕТСКАЯ МУЗЫКА?

         Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

          Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки.

         Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

       Музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

      Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса. Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков. Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С МУЗЫКОЙ?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке. 

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

свернуть