Маршрут выходного дня «У реки Лучёсы»
Рекомендуемый возраст: старшая группа дошкольного возраста.
Цель: способствовать побуждению интереса воспитанников к гидрологическим памятникам города Витебска, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Тип экскурсии: городская
Вид экскурсии: тематическая
Содержание маршрута
Понаблюдайте с ребёнком за рекой, полюбуйтесь красотой, послушайте звуки. Обратите внимание на то, как бежит, течёт река, извивается голубой змейкой, весело журчит. Летом у реки скучно не бывает. Дети купаются, рыбаки ловят рыбу. Кузнечики стрекочут на все лады, распевают птицы, нежно шелестят травы. Уточните, что река – вода – основа жизни на земле.
Расскажите, как называется река. Что касается происхождения названия реки Лучёса, то здесь мнения ученых разделились. Одни считают, что в названии лежат балтийские корни, и река Лучёса переводится как «живая, шустрая». Другие же сопоставляют название с литовским языком – «полевая». Но самое распространенная версия – происхождение названия Лучёса от слова «Лука», которое служит обозначением изгиба реки, только в уменьшительном варианте.
Ее витебчане особенно любят, потому что здесь открываются самые живописные и самые восхитительные виды Витебска. Река Лучёса является левым притоком Западной Двины и считается одним из красивейших мест Витебска. Ведь Лучёса дарит удивительный и завораживающий мир видов Витебска. Вы в этом убедитесь сами, если решите прогуляться по автомобильно-трамвайному мосту Шмырёва, который, отражаясь в звонкой глади, соединяет два берега одной реки.
Но не только живописными пейзажами примечательна Лучёса. Не многим известно, что по берегам реки у населенных пунктов Мяклово, Шапуры и Бороники до сегодняшних дней сохранились старобытные селища, курганные могильники и городища.
Река Лучеса, протяженность которой составляет 90 км, также имеет множество притоков. Основными среди них можно выделить Суходровку, Черничанку, Обручевку, Оболянку и др. А в Витебском районе в бассейне Лучесы находятся несколько живописных озер, среди которых Скрыдлево, Домановское, Городно, Долгое и др.
Какие вопросы задать ребёнку
«Как еще можно сказать про реку, назвать ее ласково?».
«Реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. А какая река Лучёса?».
«Попробуй рассказать о реке. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у нее течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать это – река, реченька или речушка?».
Давай назовём основные источники питания реки? (дождь, снег, град, ледник, подземные воды).
Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Как называется такое явление? ( Называется водопад).
Какая самая длинная река в мире? (река Лена).
Игры
* Игры на внимание и наблюдательность: «Кто больше увидит (услышит) у реки интересного и нового».
*Запускание бумажных корабликов
*«Водяной, Водяной,
Не сиди ты под водой.
Что мы делали вчера,
Отгадать тебе пора!»
Ребёнку показывают движениями, как он спит, варит кашу, копает землю и т.п. Водяной отгадывает. Если водящий не сумеет отгадать, он должен выполнить какое-нибудь задание (например, показать, как ходит петух, поскакать на одной ножке).
*«Кто дальше бросит камушек»
*«Речное творчество»
А уж сколько материала для поделок с ребёнком можно найти вдоль речки. Начиная с обычного речного песка. Из него можно построить башню или крепость. А из коричневых соцветий созревшего камыша сделать кучу игрушек. Ракушки - тоже настоящий полёт для фантазии. Если берег реки каменистый, гальку можно раскрасить красками, из камушков сложить разные крепости, башенки, лабиринты. Ну и, конечно, завсегдатаи берега и отличный материал для творчества коряги.
*«Что бы это значило?»
Набрал в рот воды. - Молчаливый человек.
Как в воду опущенный. - Грустный человек.
Толочь воду в ступе. – Выполнять бесполезную работу.
Седьмая вода на киселе. - Дальний родственник.
Водой не разольешь. - Неразлучные друзья.
Как в воду глядел. - Угадал.
Как две капли воды. - Очень похожи.
Прошли огонь и воду. - Все испытали.
Как с гуся вода. – Безразлично.
Много воды утекло. - Долгое время.
Выводить на чистую воду – Уличить в обмане.
Загадки
Лента на просторе, Всё стремится в море. Крутые берега, Зовут её — …(река)
Бегу без остановок, По камушкам звеня. Я голуба, красива. Узнаете меня? Ответ: река
Кричат ей ребятишки: «Скорей беги, теки». И весело детишкам На берегу …(реки).
Лентой голубою
Убегаю вдаль.
Не знакома грусть мне,
Скука и печаль. Ответ: река
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)
Есть крылья – не летаю,
Нет ног, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звезд не считаю,
Людей избегаю. (Рыба)
Все движется вперед,
А он наоборот.
Он может два часа подряд
Все время пятиться назад. (Рак)
Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток)
Назови речное ложе.
Сам не знаешь? Друг поможет.
(Русло)
Вспомните и уточните с ребёнком правила поведения у реки и поведения в природе
После прогулки предложите ребенку вместе с вами нарисовать рисунок реки, птиц, деревьев, то, что запомнилось и понравилось после прогулки.
Приятного отдыха!