Методическая копилка

Современные формы взаимодействия с законными представителями

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1.  Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

2.  Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3.  Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4.  Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5.  Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Ø коллективные,

Ø индивидуальные,

Ø наглядно-информационные,

Ø информационно-коммуникационные.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные формы.  Приоритетность их применения  обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования. Его цель — координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителейЧасть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

 «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

 «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы  даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Клубы по интересам. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в  процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Посещение семьи на дому. Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские уголки. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Папка предоставляется во временное пользование родителям для ознакомления с информацией, после чего с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.

Видеосъёмка.  Предполагает съёмку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим её просмотром совместно с родителями, детьми, педагогами.

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать об учреждении дошкольного образования.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в детском саду и др.

Ящик идей и предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Презентация учреждения дошкольного образования. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».

Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Вебинар (англ. web + seminar) — это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя

выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Чат, чаттер — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Skype (МФА: [skaIp]) — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать

конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

 -возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

— ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

— увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

— стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

— размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

свернуть

Семинар-практикум "Обновленная учебная программа дошкольного образования"

  Сегодня в нашем дошкольном учреждении прошло мероприятие в форме семинара-практикума на тему "Изучение обновленного содержания учебной программы дошкольного образования". Работа семинара была направлена на нахождение оптимального способа изучения обновленной программы. Заместитель заведующего по основной деятельности Приставко И.А. познакомила всех с целями и задачами данного мероприятия. Воспитатель дошкольного образования Плещенкова Т.В. провела небольшой сравнительный анализ двух учебных программ по образовательной области "Ребенок и общество" по своей старшей группе. Затем педагоги вкратце письменно описали свой взгляд на изменения в новой учебной программе дошкольного образования. Главным вопросом был сравнительный анализ. Мнений было много. Однако все присутствующие педагоги имели право и возможность высказать собственное суждение. 

   

   Мы  обсудили содержание новой учебной программы, всесторонне рассмотрели различные вопросы о методах ее изучения и выработали совместные решения оформления результатов сравнения старой и новой программ дошкольного образования. 

свернуть

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования

1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.

2. Литература (для своей возрастной группы):

  • Методическая;
  •  Детская;
  • Картотека на имеющуюся литературу.

   Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или НИО.

3. Методический материал (для своей возрастной группы):

  •  Конспекты занятий;
  • Сценарии  праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;
  •  Наглядные учебные пособия для педагогов;
  •  Учебные пособия для воспитанников;
  •  Рекомендации, памятки.

4. Картотеки:

  •  Дидактических игр;
  •  Подвижных игр;
  •  Театральных игр;
  •  Пальчиковой гимнастики;
  •  Физкультминуток и т.п.

5. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач  по всем разделам учебной программы дошкольного образования).

6. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

  • Материалы и оборудование для занятий;
  •  Образцы работ.

7. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

  • Тексты консультаций,сценарии  мастер-класовов, круглых столов, семинаров;
  • Образцы анкет;
  • Материалы анкетирования и т.д.

Для систематизации материалов необходимо иметь паспорт (номенклатуру) микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

свернуть

Как подготовить и провести занятия

05.09.2019

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

 — предварительную работу с детьми (если необходимо)

 — ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

 Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

 При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

свернуть

Учебные издания по дошкольному образованию на 2020/2021 уч.год

Учебные издания по дошкольному образованию
2020/2021

Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования

  1. Жабко, Я. Г. Первыепесенкидлядетей (до 3 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования (с электронным приложением) / Я.Г. Жабко. – Мозырь : БелыйВетер, 2015. – 66, [2] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-R).
  2. Жабко, Я. Г. Первыепесенкидлядетей (до 3 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Я.Г. Жабко. –Мозырь : БелыйВетер, 2016, 2017. – 66, [2] с.
  3. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
  4. Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 222 с.
  5. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 1 : До 3 лет. – 207 с.
     
  6. Жабко, Я. Г. Первыепесенкидлядетей (до 3 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Я.Г. Жабко. –Мозырь : БелыйВетер, 2016, 2017. – 66, [2] с.
  7. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
  8. Косенюк, Р.Р. Сказка «Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  9. Косенюк, Р.Р. Сказка «Колобок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  10. Косенюк, Р.Р. Сказка «Курочка Ряба»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  11. Косенюк, Р.Р. Сказка «Репка»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  12. Косенюк, Р.Р. Сказка «Теремок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
  13. Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 222 с.
  14. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 1 : До 3 лет. –207 с.
  15. Шишкина, В. А. Двигательноеразвитиедошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 133, [3] с.
    1. Жабко, Я. Г. Первыепесенкидлядетей (до 3 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования (с электронным приложением) / Я.Г. Жабко. – Мозырь : БелыйВетер, 2015. – 66, [2] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-R).
    2. Жабко, Я. Г. Первыепесенкидлядетей (до 3 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Я.Г. Жабко. –Мозырь : БелыйВетер, 2016, 2017. – 66, [2] с.
    3. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
    4. Косенюк, Р.Р. Сказка «Козлятки и волк»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: Аверсэв, 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
    5. Косенюк, Р.Р. Сказка «Колобок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
    6. Косенюк, Р.Р. Сказка «Курочка Ряба»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
    7. Косенюк, Р.Р. Сказка «Репка»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
    8. Косенюк, Р.Р. Сказка «Теремок»: слушай, рассказывай, играй: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р.Р. Косенюк, Т.М. Недвецкая. – Минск: «Аверсэв», 2016, 2018. – бр. на рус. и бел. яз.+ 32 цв. карт. – (Серия «Жила-была сказка»).
    9. Косенюк, Р.Р. Я открываю мир: от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром):учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р.Р. Косенюк. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 80 с.: 40 л. ил.
    10. Косенюк, Р.Р. Я открываю мир: от 2 до 3 лет (ознакомление с социальным миром):учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Р.Р. Косенюк. – Минск: Аверсэв, 2018. – 80 с.:40 с. ил.
    11. Касянюк, Р.Р.Я адкрываю свет: ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам): вучэбны наглядны дапаможнік для устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Р.Р. Касянюк. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017. – 76 с.: 40 арк. іл.
    12. Касянюк, Р.Р.Я адкрываю свет: ад 2 да 3 гадоў (азнаямленне з сацыяльным светам): вучэбны наглядны дапаможнік для устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / Р.Р. Касянюк. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 76 с.: 40 с. іл.
    13. Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 222 с.
    14. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 1 : До 3 лет. – 207 с.
    15. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 133, [3] с.
    16. Шишкина, В. А. Подвижныеигрыдлядетейдошкольноговозраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 88 с.
      1. Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2018. – 88 с.
      2. Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 88 с.
      3. Гарбатава, А.У. Выяўленчая дзейнасць дзяцей дашкольнага ўзросту: маляванне (ад 3 да 4 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2018. – 88 с.
      4. Гарбатава, А.У. Выяўленчая дзейнасць дзяцей дашкольнага ўзросту: маляванне (ад 3 да 4 гадоў): дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 88 с.
      5. Горбатова, Е.В. Рисуем и играем (от 3 до 4 лет) / Малюем і гуляем (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с русским/белорусским языком обучения/ Е.В. Горбатова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2018. – 28 с. рус+28 с. бел.: 28 л. ил.
      6. Горбатова, Е.В. Рисуем и играем (от 3 до 4 лет) / Малюем і гуляем (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошк. образования с русским/белорусским языком обучения/ Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 28 с. рус+28 с. бел.: 28 с. ил.
      7. Дубініна, Д.М.  Выхаваннеўдзяцейдашкольнагаўзростуцікавасцідабеларускаймастацкайлітаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. –Мінск : Новоезнание, 2016. – 208 с. 
      8. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидлядетейдошкольноговозраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Нац. ин-тобразования, 2015. – 104 с.
      9. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидлядетейдошкольноговозраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Аверсэв, 2016. – 112 с.
      10. Житко, И. В. Знакомствосматематикой (от 3 до 4 лет) : учебноенаглядноепособиедляпедагоговучрежденийдошкольногообразованиясрусскимязыкомобучения / И.В. Житко. – Минск : Нац. ин-тобразования, 2015. – 24 с: 28 л. ил.
      11. Жытко, I. У. Знаёмствазматэматыкай (ад 3 да 4 гадоў) : вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання:  / І.У. Жытко. – Мінск : Нац. ін-тадукацыі, 2015. – 24 с.: 28 арк. іл.
      12. Житко, И. В. Подружисьсматематикой (от 3 до 4 лет) : учебноенаглядноепособиедляпедагоговучреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск : Нац. ин-тобразования, 2015. – 24 с.: 28 с. ил.
      13. Жытко, I. У. Пасябруйзматэматыкай: (ад 3 да 4 гадоў) : вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання: / І.У. Жытко – Мінск : Нац. ін-тадукацыі, 2015. – 24 с.: 28 арк. іл.
      14. Житко, И. В. Формированиеэлементарныхматематическихпредставленийудетейот 3 до 4 лет : учеб.-метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2015. – 128 с.
      15. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 128 с.
      16. Жытко, I. У. Фарміраваннеэлементарныхматэматычныхуяўленняўудзяцейад 3 да 4 гадоў : вучэб.-метад. дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыізбеларускаймовай навучання / І.У. Жытко – Мінск: Нац. ін-тадукацыі, 2015. – 128 с.
      17. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
      18. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 184 с.
      19. Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения : пособиедля педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 222 с.
      20. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет):пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. Обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. –128 с.: ил.
      21. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет):пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018. – 128 с.: ил.
      22. Рублеўская, А.А. Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў):дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.А. Рублеўская. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017. – 120  с.: іл.
        1. Горбатова, Е. В. Весёлыеигрыслиниейицветом: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. – Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 40 с.: ил. –(Умней­ка!).
        2. Горбатова, Е.В. Умней-ка. 4-5 лет. Линия и цвет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
        3. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.
        4. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.
        5. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь : БелыйВетер, 2017. – 192 с.
        6. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – Мозырь : Выснова, 2018. – 192 с.
        7. Дубініна, Д.М.  Выхаваннеўдзяцейдашкольнагаўзростуцікавасцідабеларускаймастацкайлітаратурыіфальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. –Мінск : Новоезнание, 2016. – 208 с. 
        8. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидлядетейдошкольноговозраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Нац. ин-тобразования, 2015. – 104 с.
        9. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Аверсэв, 2016. –112 с.
        10. Житко, И. В. Весёлыеигрысчисламиифигурами : учеб. нагляд. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / И. В. Житко. – Минск : Аверсэв, 2016–2018. – 64 с.: ил.– (Умней­ка!).
        11. Житко, И. В. Умней-ка. 4-5 лет. Числаифигуры : учеб. нагляд. пособиедляучрежденийдошк. образования / И. В. Житко. – Минск : Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
        12. Житко, И. В. Формированиеэлементарныхматематическихпредставленийудетейот 4 до 5 лет : учеб.­метод. пособиедля педагогов учреждений дошк. образования /И.В. Житко.–Минск : Нац. ин­тобразования, 2014.–200 с.
        13. Житко, И. В. Формированиеэлементарныхматематических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 200 с.
        14. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
        15. Игра в жизни дошкольника : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Е. А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – 2-еизд. –Мозырь : Белый Ветер, 2014–2016. – 184 с.
        16. Никашина, Г. А. Интеллектуально­творческоеразвитиедетейдошкольноговозраста : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Г. А. Никашина.–Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. –67 с.
        17. Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. Л. Пашко. – 2-еизд., стер. –Минск: Адукацыяівыхаванне, 2017.– 16 с.: 24 л. ил.
        18. Петрикевич, А. А. Весёлыеигрыпоознакомлениюсприродой : учеб. нагляд. пособиедляпедагогов учреждений дошк. образования /А.А. Петрикевич. – Минск : Аверсэв, 2016–2018. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).
        19. Психологическая культура руководителя дошкольного учреждения : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования /Е.А. Панько [идр.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 222 с.
        20. Старжинская, Н. С. Весёлыеигрыдляразвитияречи : учеб. нагляд. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Н. С. Старжинская. – Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 60 с.: ил. – (Умней­ка!).
        21. Старжинская, Н.С. Умней-ка. 4-5 лет. Развитие речи:учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
        22. Старжынская, Н. С. Народнаяцацка — люстэркакультуры (ад 3 да 7 гадоў)  : дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыізбеларускайірускаймовамінавучання: зэлектрон. дад. / Н. С. Старжынская, Д. М. Дубініна. –Мінск : Вышэйшаяшкола, 2014. – 87 с. + 1 электрон. апт. дыск.
        23. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 184 с.
        24. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017, 2018. – 184 с.
        25. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў:вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 28 арк. іл.
        26. Старжынская, Н.С., Дубініа, Д.М. Развіцце беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў: вучэбны наглядныдапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініа. – Мінск: Аверсэв, 2017, 2018. – 28 с. іл.
        27. Читаем детям: хрестоматия : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 2 : От 3 до 5 лет. – 415 с.
        28.  Шишкина, В. А. Двигательноеразвитиедошкольника : пособиедляпедагоговучреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 133, [3] с.
        29. Шишкина, В. А. Подвижныеигрыдлядетейдошкольноговозраста : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 88 с.
          1. Английский язык для детей 5–7 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2015, 2017. – 80 с. – (Волшебная шкатулка).
          2. Английский язык для детей 5–7 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2015, 2018. – 79 с.: ил. – (Волшебная шкатулка).
          3. Английский язык для детей 5–7 лет: рабочая тетрадь: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.М. Седунова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2015, 2018. – 78 с.: ил. – (Волшебная шкатулка).
          4. Анцыпирович, О.Н., Зыль, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования: с электронным приложением / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. – 2-е изд., испр. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 48 с.: 31 л. ил. + 1 электрон. опт. диск (CD).
          5. Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. В гостях у строчки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016, 2017. – 29 с.: ил.
          6. Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. У госці да радка: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: іл.
          7. Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. Линия-затейница: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 31 с.: ил.
          8. Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. Лінія-забаўніца: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 31 с.: іл.
          9. Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. Рисую узоры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: ил.
          10. Гарбатава, А.У. Вучымся пісаць, гуляючы. Ад 5 да 7 гадоў. Малюю ўзоры: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.У. Гарбатава. – Мінск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: іл.
          11. Горбатова, Е. В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. –Минск : Аверсэв, 2016. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).
          12. Горбатова, Е.В. Умней-ка. 5-6 лет. Художественная мозаика:учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
          13. Горбатова, Е. В. Цветныефантазии : учеб. нагляд. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образованиясбелорусскимирусскимязыкамиобучения / Е. В. Горбатова. –Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 47, [1] с. : ил.
          14. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска:(от 5 до 7 лет):учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 22 с. рус. + 22 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
          15. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска:(от 5 до 7 лет):учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
          16. Давидович, А. Л. Развитиеречевоготворчествастаршихдошкольников : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / А. Л. Давидович. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 104 с.
          17. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска:(от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 29 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
          18. Даўгалёў, Д.М, Пецюкевіч, У.Г. Добры дзень, садок дзіцячы! Песні для дзяцей ад 5 да 7 гадоў: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/ Д.М. Даўгалёў, У.Г. Пецюкевіч. – Мінск: Пачатковая школа, 2016. – 55 с.
          19. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.
          20. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе:пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь : БелыйВетер, 2017. – 192 с.
          21. Дедулевич, М.НФизкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе:пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – Мозырь : Выснова, 2018. – 192 с.
          22. Дошкольникам о правилах безопасности : учеб. нагляд. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / А.Л. Давидович [идр.]. –Минск : Экоперспектива, 2015. – 92 с.: ил.
          23. Дубинина, Д.Н. Умней-ка. 5-6 лет. Мир вокруг:учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Д.Н. Дубинина. – Минск: Аверсэв, 2018. – 32 с.: ил.
          24. Дубініна, Д.М.  Выхаваннеўдзяцейдашкольнагаўзростуцікавасцідабеларускаймастацкайлітаратурыіфальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М. Дубініна. –Мінск : Новоезнание, 2016. – 208 с. 
          25. Дубинина, Д. Н. Мирвокругменя : учеб.­метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образованиясрусскимязыкомобучения /Д.Н. Дубинина. –2­еизд., расш. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2012. – 64 с. (УМК «Мои первые уроки»).
          26. Дубініна, Д. М. Светваколмяне : вучэб.­метад. дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай мовай навучання / Д. М. Дубініна. – 2­евыд., пашыр. –Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2012. – 56 с. (ВМК«Маепершыя ўрокі»).
          27. Дубініна, Д. М. Светваколмяне : вучэб. дапаможнікдлявыхаванцаўстаршыхгруп (адпяцідашасцігадоў) устаноўдашк. адукацыі /Д.М. Дубініна. –12­евыд. –Мінск : Нац.ін­тадукацыі, 2017. – 64 с. : іл. – (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          28. Дубініна, Д. М. Светваколмяне. Рабочысшытак : вучэб. дапаможнікдлявыхаванцаўстаршыхгруп (адпяцідашасцігадоў) устаноўдашк. адукацыі /Д. М. Дубініна. – 12­евыд. –Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2017. – 56 с. : іл. – (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          29. Дубініна, Д. М. Роднаяпрыродаўвуснайнароднайтворчасці : дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. –Мазыр : БелыВецер, 2014–2016. – 133, [3] с.
          30. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска:(от 5 до 7 лет):учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 28 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
          31. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидлядетей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Нац. ин-тобразования, 2015. – 104 с.
          32. Жабко, Я. Г. Катитсяпонебусолнышко: песнидлядетейдошкольноговозраста (от 3 до 7 лет) : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск : Аверсэв, 2016. – 112 с.
          33. Житко, И. В. Математическаямозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. –Минск : Аверсэв, 2016. – 64 с.: ил. – (Умней­ка!).
          34. Житко, И. В. Умней­ка. 5-6 лет. Математическаямозаика: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / И. В. Житко. –Минск : Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
          35. Житко, И. В. Математическийкалейдоскоп : учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – 2­еизд., пересм. –Минск : Нац. ин­тобразования, 2012. – 64 с. (УМК«Моипервыеуроки»).
          36. Жытко, І. У. Матэматычныкалейдаскоп : вучэб.­метад. дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыізбеларускаймовайнавучання / І. У. Жытко. – 2­евыд., перагл. –Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2012. – 64 с. (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          37. Жытко, І. У. Матэматычныкалейдаскоп : вучэб. дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. – 12­евыд. –Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2017. – 64 с. : іл. – (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          38. Жытко, І. У. Матэматычныкалейдаскоп. Рабочысшытак : вучэб. дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад пяці да шасці гадоў) устаноў дашк. адукацыі / І. У. Жытко. – 12­евыд. – Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2017. – 64 с.: іл. – (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          39. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 413 с.: іл.
          40. Игра в жизни дошкольника : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Е. А. Панько [идр.]; подред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 184 с.
          41. Казаручик, Г. Н. Экологическоевоспитаниедетейдошкольноговозраста : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 72 с.
          42. Ладутько, Л. К. Природавразвитииивоспитаниидетейдошкольноговозраста (от 5 до 6 лет) : учеб.­метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 255 с.
          43. Ладутько, Л. К. Природавразвитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.­метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 255 с.
          44. Ладутько, Л. К. Удивительныймирприроды (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 48 с. : ил.
          45. Ладутько, Л. К. Удивительныймирприроды (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С. В. Шкляр.–Минск : Аверсэв, 2016–2018.–48 с. : ил.
          46. Латушко, Ю. С. Весёлая математика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.С. Латушко. – Минск : Новоезнание, 2015. – 32 с. : ил.+[1] л. ил.
          47. Литвина, Н. В. Ознакомлениедетейстаршегодошкольноговозрастасрукотворныммиром : учеб.­метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования: сэлектрон. прил. / Н.В. Литвина, Е.И. Лосик. –Минск : Вышэйшаяшкола, 2014. –109 с. : + 1 электрон. опт. диск.
          48. Никашина, Г. А. Интеллектуально­творческоеразвитиедетейдошкольноговозраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. А. Никашина. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2014. – 167 с.
          49. Пашко, В.Л. Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет):учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Л. Пашко. –Мозырь: БелыйВетер, 2016. – 23 л.: ил.; 45, [3] с.
          50. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска:(от 5 до 7 лет):учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 27 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли»).
          51. Петрикевич, А. А. Экологическаямозаика:учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ А. А. Петрикевич. – Минск : Аверсэв, 2016–2018. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).
          52. Полягошко, С. В. Творческоеразвитиеребенкавусловияххудожественно­речевойдеятельности : учеб. нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк. образования / С. В. Полягошко. –Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 82 л. : ил.; 47, [1] с.
          53.  Психологическаякультураруководителядошкольного учреждения : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.Минск: Нац. ин­т образования, 2014.222с.
          54.  Смолер, Е. И. Развитиеинтеллектуальнойактивностидетейдошкольноговозраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.И. Смолер.Мозырь: Белый Ветер, 2014.104с.
          55.  Смолер, Е. И. Развитиестаршихдошкольниковвэвристическойдеятельности : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е.И. Смолер.Минск: Нац. ин­т образования, 2014.94с.
          56. Старжынская, Н. С. Народнаяцацка  люстэрка культуры (ад 3 да 7 гадоў) : дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыізбеларускайірускаймовамінавучання: зэлектрон. дад. / Н. С. Старжынская, Д. М. Дубініна. – Мінск : Вышэйшаяшкола, 2014. – 87 с. + 1 электрон. апт. дыск.
          57. Старжинская, Н. С. Подготовкакобучениюграмотевдетскомсаду: занятия, игры, занимательныйматериал:пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. –Минск: Новоезнание, 2014–2016. – 208 с.
          58. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 184 с.
          59. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017, 2018. – 184 с.
          60. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 40 с.: іл.
          61. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 5 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2018. – 40 с.: іл.
          62. Старжынская, Н.С. Развіцце беларускага маўлення і маўленчых зносін дзяцей дашкольнага ўзросту ад 6 да 7 гадоў: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2016. – 60 с.: іл.
          63. Старжынская, Н.С. Развіцце беларускага маўлення і маўленчых зносін дзяцей дашкольнага ўзросту ад 6 да 7 гадоў: вучэбны наглядныдапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017, 2018. – 60 с.: іл.
          64. Старжинская, Н. С. Речеваямозаика:учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. – Минск : Аверсэв, 2016, 2017. – 56 с.: ил. – (Умней­ка!).
          65. Старжинская, Н. С. Умней-ка. 5-6 лет. Речеваямозаика:учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. – Минск : Аверсэв, 2018. – 64 с.: ил.
          66. Ходонович, Л. С. Путешествиевмирмузыки : учеб.­метод. пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образованиясрусскимязыкомобучения / Л. С. Ходонович. – 2­еизд., пересм. – Минск : Нац. ин­тобразования, 2012. – 64 с. (УМК«Моипервыеуроки»).
          67. Хадановіч, Л. С. Падарожжаўсветмузыкі : вучэб.­метад. дапаможнікдляпедагогаўустаноўдашк. адукацыізбеларускаймовайнавучання / Л. С. Хадановіч. – 2­евыданне, перагл. – Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2012. – 64 с. (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          68. Хадановіч, Л. С. Падарожжаўсветмузыкі : вучэб. дапаможнікдлявыхаванцаўстаршыхгруп (адпяцідашасцігадоў) устаноўдашк. адукацыі / Л. С. Хадановіч. – 12­евыд. –Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2017. – 64 с: іл. – (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
          69. Хадановіч, Л. С. Падарожжаўсветмузыкі. Рабочысшытак : вучэб. дапаможнікдлявыхаванцаўстаршыхгруп (адпяцідашасцігадоў) устаноўдашк. адукацыі / Л. С. Хадановіч. – 12­евыд. – Мінск : Нац. ін­тадукацыі, 2017.– 64 с : іл. – (ВМК«Маепершыяўрокі»).
          70. Царёва, Л. П. Читаемвместе : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорусским и русским языками обучения / Л. П. Царёва. –Мозырь : БелыйВетер, 2015, 2016. – 63, [1] с. : ил.
          71. Читаем детям: хрестоматия : пособиедляпедагоговучрежденийдошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 1. – 463 с.
          72. Читаем детям: хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск : Экоперспектива, 2015. – Т. 3 : От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 2. – 479 с.
          73. Шебеко, В. Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.
          74. Шебеко, В. Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Мозырь: Белый Ветер, 2017. – 216 с.
          75. Шебеко, В. Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко. – 2-е изд. –Мозырь: Выснова, 2018. – 216 с.
          76. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.: ил.
          77. Шишкина, В. А. Двигательноеразвитиедошкольника : пособиедляпедагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. Мозырь : БелыйВетер, 2014–2016. – 133, [3] с.
          78. Шишкина, В. А. Подвижныеигрыдлядетейдошкольноговозраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. –Мозырь : Белый Ветер, 2014–2016. – 88 с.
          79. Шишкина, В.А. Умней-ка. 5-6 лет. Мозаика здоровья:учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Аверсэв, 2018. – 32 с.: ил.
свернуть

Новая зямля

Паэма
  • Предмет: Беларуская лiтаратура
  • Автор: Колас Якуб
  • Файл: fb2 (196кБ)
  • Скачать

Евгений Онегин

Поэзия
  • Предмет: Русская литература
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • Файл: fb2 (143кБ)
  • Скачать